Стихи поэтов xix века о природе

Жизнь и творчество поэтов — пейзажистов………………………. Работа с поэтическим наследием Эстетическое воспитание средствами пейзажной лирики……. Анализ учебников, содержащих стихотворения о природе, принадлежащие перу Особенности анализа произведений пейзажной лирики в научно- методических трудах. Экспериментальная работа со стихотворениями поэтов — пейзажистов эстетическое восприятие текста. В последние годы все увереннее входит в процесс обучения младших школьников литературное образование. Подход к литературе как искусству образа, выраженного словом, в начальных классах дает широкие возможности для развития разностороннего творчества и учителя, и самого ученика. Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное. Однако не секрет, что в начальной школе самыми трудоемкими считаются уроки знакомства с лирическими стихотворениями, так как из всех литературных жанров пейзажная лирика является наиболее трудной для анализа. Основная сложность заключается в том, что в этих стихотворениях нет ярко выраженного сюжета и предметом анализа становится не событийная сторона, не развитие действия, а переживания, чувства лирического героя, его размышления, обусловленные картинами природы. Книги для чтения I — IV классы содержат в себе много произведений о природе. Однако многие учителя иногда забывают о том, что красоту природы можно передать не только словами, но и музыкой, и живописью. Литература, музыка, живопись — взаимообогащаемые виды искусства, глубоко влияющие на чувства и эмоции. Музыка, сопровождая чтение стихотворений, создает настрой, адекватный авторскому. Рассматривая репродукции картин художников, ребенок познает окружающий мир, образы, нарисованные поэтом, становятся для него более доступными и яркими. Все вышесказанное способствовало выбору темы выпускной квалификационной работы. Актуальность данной темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы анализа лирических стихотворений в начальной школе, с одной стороны, и недостаточным вниманием к произведениям лирического жанра их возможностям во время проведения уроков литературного чтения — с. Цель работы — определить методические приемы анализа пейзажной лирики с применением музыки и живописи и проверить их эффективность на практике. Объектом исследования является процесс изучения пейзажной лирики Плещеева на уроках литературного чтения в начальной школе. Предметом исследования является методическая организация процесса формирования навыков анализа лирических произведений о природе в начальных классах. В качестве гипотезы исследования выступает следующее предположение: предложенная нами система работы над поэтическим текстом будет способствовать эстетическому и нравственному развитию учащихся, поможет лучше понять и прочувствовать произведения писателей — пейзажистов, пробудить любовь к природе своего родного края при выполнении следующих условий: классного и внеклассного чтения лирических стихотворений поэтов-пейзажистов; литературоведческого анализа стихотворений пейзажной лирики; работы над изобразительно-выразительными средствами языка, создающими художественный образ в стихотворении; использования музыки и живописи на уроках литературного чтения. В соответствии с проблемой, предметом, целью, гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи: проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме, выяснить, насколько она широко освещена методистами, учеными, учителями — практиками. Для решения поставленных задач были использованы такие методы: изучение научно-методической литературы по данной проблеме; анализ деятельности учителей: наблюдение за учебным процессом в школе, подбор научного иллюстративного материала; констатирующий эксперимент с целью выяснения состояния интересующей нас проблемы в школьной практике; формирующий эксперимент с целью разработки и предложения методических рекомендаций анализа стихотворений о природе; контрольный эксперимент с целью определения эффективности разработанных нами методических рекомендаций. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы исследования при изучении лирических стихотворений в начальной школе, на научно-методических семинарах, конференциях, при подготовке к внеклассным занятиям по творчеству поэтов— пейзажистов. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается данными научно-методической литературы. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе мы рассмотрели жизненный путь и творчество поэтов — пейзажистов Во второй главе мы проанализировали учебно-методическую литературу, разработали и предоставили вашему вниманию методические рекомендации, призванные помочь при анализе лирических произведений, дано описание проведенной нами экспериментальной работы. В заключении сделаны выводы по результатам нашего исследования. Список литературы содержит 50 наименований. В приложении представлены детские сочинения, рисунки, внеклассные мероприятия, анкеты. Жизнь и творчество поэтов — пейзажистов 1. Красота родного края в стихотворениях Фета Афанасий Афанасиевич Фет родился в 1820 году в Орловской губернии, в имении Новосёлки. Отец, помещик Афанасий Неофитович Шеншин, женился на матери Фета — Шарлотте Карловне Фет, привезя её из Германии. На хорошего учителя для сына у И Фет сначала под руководством матери выучился немецкой грамоте. Русской грамоте выучился у дворового человека — повара Афанасия. Школьная жизнь для него началась в 14 лет. Его отдали в учебное заведение немца Крюммера в маленьком городке Верро, расположенном на территории нынешней Эстонии. Начав учиться в пансионе, он носил родовую дворянскую фамилию отца — Шеншин. Но через год он получил от отца письмо, в котором тот извещал, что отныне мальчик должен носить немецкую фамилию матери — Фёт. Это означало, что сын лишался дворянского звания и права быть наследником отца. А причина замены фамилии заключалась в том, что мальчик родился прежде, чем брак его отца с Шарлоттой Фёт был освещён церковью. Будущий поэт едет в Москву, занимается с известным историком, университетским профессором — Михаилом Петровичем Погодиным. Фет сдаёт экзамены блестяще и его принимают на словесное отделение философского факультета. Но он не стал прилежным студентом, вместо четырёх лет пробыл в университете целых шесть лет, затем отправляется на службу, чтобы вернуть родовую фамилию, но 13 лет армейской и гвардейской лямки ничего не дали. И только когда Фету было уже 53 года, когда им было куплено имение Воробьёвка в Курской области Коренная пустынь, река Тускарь Александр II наложил благоприятную резолюцию на его прошение. Но в литературе его знали как Фета, а к новой фамилии относились иронически. Фет — без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов—пейзажистов. В его стихах предстаёт перед нами русская весна — с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берёз, с пчёлами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», с журавлями, кричащими в степи: Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Так деве новобрачной И радостен и чужд её убор. «Ещё майская ночь» И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим, подёрнутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи под ветром, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов над меркнущей степью: Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. А там, вдали, сверкает воздух жгучий, Колебляся, как будто дремлет он… …За мглой ветвей синеют неба своды, Как дымкою подёрнуты слегка, И, как мечты почиющей природы, Волнистые проходят облака. Уже подрезан, каждый ряд Цветов лежит пахучей цепью. Какая тень и аромат Плывут над меркнущею степью! «Ты видишь, за спиной косцов…» И русская осень с пёстрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, со стадами на вытоптанных жнивьях: Последний сноп свезён с нагих полей, По стоптанным гуляет жнивьям стадо, И тянется станица журавлей Над липником замолкнувшего сада. «Ласточки пропали…» И русская зима с бегом далёких саней на блестящем снегу, с игрой зари на занесённой снегом берёзе, с узорами мороза на двойном оконном стекле: Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далёких Одинокий бег. «Печальная берёза…» Все разобранные стихотворения Фета завораживают нас своим звучанием. Они отражают живую жизнь, одновременно раскрывая внутренний мир человека, красоту русской природы, воспитывают любовь к русским просторам, выражают радость и светлую восторженность. Фет в них ловит краски и звуки и детям, по тому, легко читать эти стихи. Живые, радостные картины природы обязательно запомнятся детям во время чтения этих удивительных стихотворений, которые связаны с красотой нашего Курского края. Обобщая всё сказанное, можно предложить детям следующее вступительное слово об этом замечательном поэте—пейзажисте: Давным—давно в имение Воробьёвка Курской области приехал новый хозяин. Ему очень нравился тенистый парк, голубая река, лес, пение птиц, жёлтые нивы. И это понятно, ведь им был русский человек, который любит природу своего родного края, восхищается её бескрайними просторами. А звали его Афанасий Афанасиевич Фет. Это известный русский поэт. Он, как никто другой, умел передать словом и мелькание снежинок в зимний день, и шелест листьев и щебет ласточек. Вот давайте и прислушаемся, как же звучат стихи Фета: Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далёких Одинокий бег. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати — поле Прыгает, как мяч. Жизнь природы в стихотворениях Тютчева Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда в семье дворянина Ивана Николаевича Тютчева и его жены Екатерины Львовны, рождённой Толстой. Рано пристрастился Тютчев к чтению, рано научился говорить по-французски. Его матери хотелось, чтобы её сын прежде всего хорошо знал русский язык. Она искала для него учителя. Так в доме Тютчевых появился Семён Егорович Амфитеатров, поэт и переводчик, известный в литературе под именем Раич, который и заметил талант своего ученика. В 1819 году Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета едет в Германию чиновником русской дипломатической миссии. За границей пробыл 22 года, вернулся сорокалетним мужчиной. Стихи начал писать рано. В 1836 году сослуживец Тютчева и ценитель его стихов князь Гагарин привёз в Петербург рукопись стихотворений поэта. Стихи попали к Пушкину, который напечатал их в своём журнале «Современник» под названием «Стихотворения, присланные из Германии». Они были подписаны инициалами: Так начался в поэзии творческий путь Он поэт-философ, один из самых блестящих наследников Пушкина в русской поэзии. Книга его стихов совсем небольшая, но В детское чтение входят стихотворения, которые представляют мир природы. Поэт рисует в них природу как живой, одухотворённый организм. Природа обладает душой, свободой, она любит, у неё есть язык, в физических и духовных проявлениях она подобна людям, животных. Она «дышит»: «Лениво дышит полдень мглистый». Ночью она «спит» или «дремлет»: «Как сладко дремлет сад темно-зеленый. Природа «трепещет» от прикосновения холода: «И сладкий трепет, как струя, по жилам пробежал природы». Природа в любовной «неге»: «Наш дольный мир, лишенный сил, проникнут негой благовонной, во мгле полуденной почил». Осенняя природа полна скрытого страдания, будто на ее устах «кроткая улыбка увяданья». У нее есть свой язык. Ночью в саду «говорит» ключ, ветер в бурю «поет» страшные песни, весенние воды «гласят»: «Весна идет! » Весна «хохочет» в глаза зиме, а та «ворчит». Природа умеет и «молчать»: «Но твой, природа, мир о днях былых молчит с улыбкою двусмысленной и тайной. » У нее есть свои привязанности и пристрастия, ее «дети» имеют свой образ жизни и назначение: «ручьи спешат в родную глубь» земли, ледяные выси «играют» с лазурью неба, листья «гостят» на древесных сучьях, «играют» с лучами, «купаются» в росе. Явления природы имеют свои характеры, входят в конфликты с другими явлениями: трепетная, неудовлетворенная ива ловит жадными устами беглую, водную струю, но та лишь «смеется» над ней, убегая. Злая зима и веселая весна обладают характерами, подобными человеческим, а волна морская своим нравом напоминает коня; ночь — «как зверь стоокий». Восток ночью покрывается «холодной, сизой чешуей», как животное с холодной кровью. Неживое оборачивается живым, принимает разные облики. Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. Поэт охотно прибегал к олицетворениям: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. «Не то, что мните вы, природа…» Природа у Тютчева — это и течение человеческой жизни, и смена времён года, и все явления, волнующие поэта. Он говорит о временах года, находя в них отражения разных состояний его души и всегда в каждом свою прелесть. Какие переживания посещают поэта в это время года? В стихотворении «Чародейкою зимою…» поэт восхищается красотой зимнего леса, онемевшего и мёртвого, но оживлённого «снежной бахромою»: …И стоит он, околдован,— Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой… В своих стихотворениях Тютчев воспринимает это время года как обновление природы после дождливой осени, снежное зимнее покрывало — как волшебный наряд уснувших лесов. Тем не менее, какой бы чудесной ни была зима, весна всегда прекрасна и долгожданна. В стихотворении «Зима недаром злится…» он олицетворяет зиму и весну и красочно изображает, как обе они борются за власть над миром: Зима недаром злится, Прошла её пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. Стихотворения о весне наполнены мотивами воды. Бегущие воды — символ очищения природы после долгого зимнего сна, осветления после застоя. А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… «Весенние воды» В стихотворении видно, как слова, повторяясь, всякий раз возникают в новой роли, с новой энергией. Повторяясь и обновляясь, слова «весна», «идёт», «бегут», «гласят» передают не только движение в природе, но и сильное движение чувства: весеннее половодье. При чтении строк из стихотворения «Весенняя гроза» перед глазами возникает картина первой весенней грозы: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся играя, Грохочет в небе голубом. В этом стихотворении блеск, движение. Блеск — «небо голубое», «перлы дождевые», «солнце нити золотит». Возникает картина леса, освещённого солнцем и умытого дождём, грохот грома, «гам лесной», «шум нагорный», «громокипящий кубок с неба». Движение — движение праздника в природе, движение игры и веселья: играет и грохочет гром, «гремят раскаты молодые», «всё вторит весло громам». Небо наполнено весёлым оживлением, гроза коснулась гор, лесов, птиц — это и есть возвышенная красота мира. Из этого складывается величественное зрелище. В стихотворении «Летний вечер» Тютчев изображает природу, как огромное человеческое существо: Уж солнца раскалённый шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Интересно, что метафора, на которой строится композиция стихотворения, выдержана так последовательно и до конца, что её метафоричность почти не ощущается. Стихотворения об осени — самые меланхоличные и безнадёжные: осень природы напоминает осень жизни. И всё-таки осень прекрасна: Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест… «Осенний вечер» Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только отдельными признаками похожа на человеческое существо «На всём та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовём божественной стыдливостью страданья…»но она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев и лёгкий, и томный, и светлости вечера полна умильной прелести, и земля не только грустная, но и по-человечески сиротеющая. В этом стихотворении нет строф. Оно воспринимается как поток. Точка появляется лишь в конце стихотворения. Проанализировав стихотворения, легко заметить то, что поэзия Тютчева — это музыка, волнующая душу, наполняющая её безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к животным. Его поэзия проникает в самые тайные уголки души каждого человека, помогает замечать то, что до этого не замечал никто, любоваться тем, что не бросается в. Тютчев — это один из немногих поэтов—пейзажистов, который очень красочно изображает этот удивительный живой мир. А так как тема природы близка и понятна детям, то можно предложить следующее вступительное слово об этом поэте—пейзажисте: Недалеко от города Орла есть село Овстуг. В этом месте прошли детские годы Фёдора Ивановича Тютчева, а затем и годы юности, здесь он написал свои первые стихотворения. Ему пришлось надолго покинуть свой родной край и уехать заграницу. Он работал в Германии, Италии, прожил там целых 22 года и всегда тосковал по России, по родным лесам, бескрайним полям, голубому небу, пению птиц. Вернулся в родные места он уже совсем взрослым человеком. Самые лучшие стихотворения о природе написаны им во время разлуки с родным краем. Тютчева природа особенная, она живая. Она живёт как человек, чувствует, думает, разговаривает. Вот давайте и послушаем вместе язык природы: Весенние воды Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд! » Весна идёт, весна идёт! И тихих, тёплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за. Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный — Всё вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. Своеобразие звуков и красок в стихотворениях Майкова Аполлон Николаевич Майков происходил из старинного дворянского рода. Отец поэта, Николай Аполлонович — художник, был участником войны 1812 года. Мать, Евгения Петровна — культурная женщина, которая хотела дать детям хорошее образование. Майков, родившийся в 1821 году, был старшим сыном в семье. До 13 лет он воспитывался в подмосковных имениях отца и бабушки. Отрочество его совпало с переездом семьи в Петербург. В семье Майковых высоко ценили дух творчества. Естественно было ожидать, что все четверо сыновей проникнутся идеей служения искусству: старший, Аполлон, стал поэтом, Валериан — критиком, Владимир — переводчиком издателем детских журналов, Леонид — историком литературы. Майков поступил в Петербургский университет. Дома он получил разностороннее образование, но греческого языка не знал, поэтому не смог поступить на историко-филологический факультет, а довольствовался юридическим. Его преподавателем литературы был Иван Александрович Гончаров. Семья Майковых издавала домашний рукописный журнал «Подснежник». На мягкой красной коже обложки вытеснили золотой ободок, а в центре — вензель «Е. » — инициалы матери поэта. Майков стихи начал писать рано тут же он впервые явился в своём истинном качестве — более десяти его стихотворений, изящно оформленных отцом, составили маленькое рукописное «собрание». Майкова о природе отмечены зоркостью подлинного художника. Для них характерны верные краски. Тонкие оттенки, которые передают мягкость, лиричность картин природы. Они написаны рукой живописца: сверкающая на изумрудном лугу речка, которая «извивается полоской», тенистый, зелёный лес, последний снежок, сквозь который пробивается подснежник. Это всё скромный русский пейзаж Майкова, который передаёт очарование луга, пахнущего скошенным сеном, блеск солнца, который озаряет картины осенней природы, треск поздних кузнечиков: Пахнет сеном над лугами… В песне душу веселя, Бабы с граблями рядами Ходят, сено шевеля. А подле сквозистый, Последний снежок… «Весна» У Майкова очень ярок эмоциональный мотив. Самое главное в его стихах — это отклик души художника на описываемые события, он хочет соединить зрительное видение природы со своим настроением: Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал; Что им сказала душа, Что ей сказали они, — Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни! Они уж в иной стороне — Далёко, далёко, далёко… О, если бы крылья и мне! Где, шествуя, сыплет цветами весна! Майков пытается разгадать «гармонии стиха пленительные тайны», прислушиваясь к шуму тростника, плеску волны, к ароматам, звукам ветра и воды — всё это даёт прекрасный материал для стихотворений о природе. Мир его поэзии светел и гармоничен, поэтому в детское чтение входят лишь те стихотворения, которые отмечены простотой изображаемых образов. А так как именно эта тема природы близка и понятна детям, можно предложить следующее слово учителя об этом поэте: Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Аполлона Николаевича Майкова. Мальчиком долгое время жил в селе у бабушки в Никольском под Москвой. Он любил гулять в зелёном лесу, сидеть на берегу извивающейся реки, слушать треск кузнечиков, пение птиц, вдыхать аромат цветов. Весь этот скромный русский пейзаж ему удалось увидеть именно. Отец Майкова был художником, поэтому ко многим стихотворениям сына он сделал рисунки. В семье Майковых все дети были очень талантливы и даже издавали домашний рукописный журнал «Подснежник». В этом журнале были помещены первые стихотворения юного Майкова. Вот некоторые из них: Летний дождь «Золото, золото падает с неба! » — Дети кричат и бегут за дождём… — Полноте, дети, его мы сберём, Только сберём золотистым зерном В полных амбарах душистого хлеба! Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон — даль голубая видна… И хочется в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна! Русский пейзаж в поэзии Плещеева Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года, в Костроме, в старинной дворянской семье. Его отец — Николай Сергеевич, чиновник особых поручений при губернаторе, был человеком небогатым. Мать — Елена Александровна, как ни тяжело это было, дала ему хорошее домашнее образование. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, куда отец перевелся на службу нижегородским губернским лесничим. С шести лет Плещеев остался без отца. Решив выбрать для сына военную карьеру, Елена Александровна переезжает в Петербург, где определяет его в школу гвардейских подпрапорщиков и военных юнкеров. Но «ратная жизнь», зубрежка, маршировка, муштра угнетающе действовали на юношу, который возненавидел школу. Он умоляет мать взять его отсюда, и вскоре последовал приказ об увольнении «недоросля из дворян Плещеева притягивал Петербургский университет, и в 1843 году поступил на восточное отделение филологического факультета. Уже в эту пору он имел ясно выраженные литературные интересы и опубликовал первые стихи, будучи студентом первого курса. В начале 1844 года он посылает несколько стихотворений ректору университета Плетневу — редактору журнала «Современник», другу В журнале, основанном Пушкиным, были напечатаны первые три стихотворения поэта «Дездемоне», «Безотчетная грусть», «Дачи», а также переводы из Гейне, которые обратили на себя внимание. Плетнев встретил их сочувственно, отметил талант юного автора. Пробыл он в университете два года. Плещеев намеревается сдать экзамены экстерном за весь курс, но водоворот идей, бродивших за стенами университета, захватывает юношу. Весной 1845 года он сближается с петрашевцами. В их кружках звучало «живое слово», слышался «негодующий, благородный порыв против угнетения и несправедливости». Он посещает братьев Бекетовых, с которыми сошелся еще в университете. Бекетовы вскоре переезжают в Казань, и Плещеев теснее сближается с Петрашевским и будущими видными деятелями кружка: Милютиным, критиком Валерьяном Майковым. Поэт становится постоянным посетителем «пятниц» у Петрашевского, где бывал и В кружке обсуждались политические события, строились планы отмены крепостного права, говорилось о возможности публикации за границей запрещенных сочинений, организации пропаганды в войсках. Плещеев был одним из наиболее активных участников конспиративного кружка, собиравшегося у петрашевца Дурова. Некоторые собрания происходили у самого поэта. В 1846 году выходит первый сборник стихов «Стихотворения Майков отметил злободневный характер стихов Плещеева, в которых выразились «вопли души, раздираемой сомнением, глухая и упорная битва с действительностью, безобразие которой глубоко постигнуто поэтом и среди которой ему душно и тесно, как в смрадной темнице». В середине 40-х годов Плещеев печатает в «Отечественных записках» и «Современнике» повести и рассказы. Он рисует в них социальные контрасты петербургской жизни, изображает участь разночинца — мечтателя, разрыв между его мечтами и действительностью. В апреле 1849 года Плещеев был арестован в Москве и под усиленным конвоем доставлен в Петербург. Там его бросили в Петропавловскую крепость, самое страшное место заточения для политических заключенных — Алексеевский равелин. Пребывание в Оренбургском крае продолжалось восемь лет, из которых семь он оставался в военной службе последовательно рядовым, унтер—офицером и прапорщиком. После длительных хлопот Плещееву удается вырваться из ссылки. С переселением в столицу литературная деятельность его пошла непрерывным ходом и не прекращалась почти до самой смерти. Плещеев 26 сентября 1893 года в Париже. Алексей Николаевич Плещеев к детской литературе обратился в 70-е годы. Он составил издал для детей несколько сборников своих произведений, среди них «Подснежник» 1878 и «Дедушкины песни» 1891. Его стихи полны любви к детям и не могут не вызывать ответного чувства. Вот маленький попрошайка, которого пожалел и накормил собрат по несчастью «Нищие»больной мальчик, мечтавший о весне, о тепле, о маме «Ожидания». Дети, разные, кроткие и живые, шумные, любознательные, — главные персонажи поэтических произведений Плещеева. Маленькие герои окружены, как правило, любящими их людьми — папами, мамами, дедушками и бабушками, нянями. Поэт рисует запоминающиеся картины семейной жизни: возвращение детей из школы, встреча с барбоской у крыльца, расспросы родных «Из жизни»восторженный рассказ кудрявого Вани о школе «Бабушка и внучек»разговоры деда с маленькими внуками, сказки «про лису, про колобка, да про квакушку-лягушку, да про мышкин теремок» «Ненастье». В стихах Плещеева, обращенных к детям, радостно звучат песни соловья и жаворонка, бегут ручьи, манят к себе заглохшие дорожки сада. Но и грустный ландшафт занимал столь не непременное место в детском цикле поэта, как и радужный, оптимистический. И, наверное, в такой же мере способствовал и способствует воспитанию чувств ребенка: Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла! » Осень олицетворяется как в народной песне и поэт обращается к ней в скорбном недоумении: она пришла не вовремя. В его стихах все подвижно, изменчиво: Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит… «Сельская песня» поют соловьи и жаворонки, бегут ручьи, разговаривают дождевые капли. «Краски плещеевского пейзажа скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж его прост и прозрачен, высоко эмоционален и часто контрастен, сопоставляя бурю и тишину, спокойствие и тревогу». Знакомые многим с детства стихи Плещеева о природе характерны и живописностью и музыкальным звучанием. Сколько музыкальности в его поэтических мелодиях! Недаром же мы ощущаем многие из них как единое целое с обаятельными романсами Воочию видишь распустившуюся в саду сирень, пестреющие в нем головки мака, слышишь, как жужжат вокруг черемухи заботливые пчелы: Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нем сирень; От черемухи душистой И от лип кудрявых — тень… Правда, нет в нем бледных лилий, Горделивых георгин, И лишь пестрые головки Возвышает мак один…. И весь день, в траве высокой Лежа, слушать бы я рад, Как заботливые пчелы Вкруг черемухи жужжат. А ведь этот трогательный пейзаж — только половина стихотворения Плещеева, стихотворения, уносящего читателя в неведомую страну, где нет места лжи и вражде. Звуки неповторимой музыки сливаются с красками поэтической картины, где поэт подчеркнуто, отказывается от сложных изобразительных средств. Выразительны, хотя и непритязательны, краски песни Плещеева о весне: Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!. «Весна» Главное же, что слышит поэт в ликовании пробужденной природы — это «резвых деток звонкий смех» и «беззаботных птичек пенье». И пусть беззаботность птичек — не более поэтический образ, он ничего не теряет от. Ведь голоса живой природы составляют у поэта как бы нечто единое с жизнерадостным детским смехом. И то и другое звучит у него в одной тональности с весенним обновлением земли. Обобщая всё сказанное, можно предложить детям следующее вступительное слово об этом замечательном поэте—пейзажисте: «Сельская песня» Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей. Прощебечь с дороги Нам привет скорей! Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой. Кто же написал это стихотворение? Написал его польский поэт Стефан Витвицкий, а перевел на русский язык Алексей Николаевич Плещеев. Он перевел его так хорошо, что стихотворение стало восприниматься как русское. Для нескольких поколений русских людей это стихотворение стало любимым. И они воспринимали его как стихотворение Алексея Николаевича Плещеева. Алексей Николаевич Плещеев жил в XIX веке. Он родился в Костроме, на Волге, получил прекрасное домашнее образование. Много испытаний выпало на его долю за то, что он хотел, чтобы в России не было нищих и обездоленных. Пришлось ему узнать, что такое тюрьма и каторга. Не всякий человек сохраняет при этом добрый нрав и светлый взгляд на мир. Плещеев всегда оставался добрым человеком, никогда не забывал о бедняках. Доброту поэта донесли до нас его стихотворения. Во многих из них он выразил свою нежность к детям и любовь к Родине. Вот одно из них: Нищие В удушливый зной по дороге Оборванный мальчик идёт; Изрезаны камнями ноги, Струится с лица его пот. В походке, в движеньях, во взоре Нет резвости детской следа; Сквозит в них тяжёлое горе, Как в рубище ветхом нужда. Он в город ходил наниматься К богатым купцам в батраки; Да взять-то такого боятся: Тщедушный батрак не с руки. С сумою под окнами пищу Приходится, видно, сбирать. Карета шестёркой несётся; За нею пустился он вслед, Но голос внутри раздаётся: «Вот я тебе дам, дармоед! » Сурово лакейские лица Взглянули при возгласе. И жирный господский возница Стегнул попрошайку кнутом. И прочь отскочил он без крика, Лишь сладить не мог со слезой. И дальше пошёл горемыка, Поникнув на грудь головой. Усталый и зноем томимый, Он в роще дубовой прилёг И видит: с котомкою мимо Плетётся седой старичок. » «Из города, дедушка. » И с братом голодным, что было В котомке, он всё разделил; Собрав свои дряхлые силы, На ключ за водицей сходил. И горе пока позабыто, И дружно беседа идёт. Голодного, видно, не сытый, А только голодный поймёт! Работа с поэтическим наследием Эстетическое воспитание средствами пейзажной лирики Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Эстетическое отношение к действительности — специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом по отношению к объекту с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда. Эстетическое воспитание — важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством как предметами, так и процессом творения — без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой — цель педагогического процесса. На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики. Учебно-воспитательные программы школьных общеобразовательных учреждений отводят значительное место предметам, в составе которых детям предлагается погрузиться в мир искусства, как созерцая, вслушиваясь в произведения мастеров, так и создавая самостоятельно свои творения. Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности. Анализ учебников, содержащих стихотворения о природе, принадлежащие перу Плещеева В настоящее время Министерством Образования приняты шесть учебно-методических комплектов, таких, как: «Школа России», «Гармония», «Школа 2000» — «Школа 2100», «Школа ХХI века», система развивающего обучения Занкова, система развивающего обучения Эльконина — Давыдова. Каждый учебный комплект по литературному чтению содержит стихотворения о природе Плещеева, которые помогают учащимся обогащать свои знания новыми сведениями об окружающем мире. Одновременно они учат наблюдать за природой, видеть её красоту, бережно относиться к природным богатствам. Так, в программе Климановой «Родная речь» УМК «Школа России» в разделе «Люблю природу русскую» 1 класс, 1 книга дети знакомятся со стихотворениями К каждому из стихотворений предлагается ряд вопросов. Стихотворение «Зима недаром злится…»: - Ты заметил, что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах? Стихотворение «Весенние воды»: - Знаешь ли ты значение слов гонец, гонцы? Стихотворение «Есть в осени первоначальной…». К данному стихотворению можно предложить следующий ряд вопросов: - Как вы думаете, почему автор не даёт нам название стихотворения? Стихотворение «Чародейкою Зимой…»: - С чем сравнивается Зима и лес? Подумай, какие чувства нужно передать, как для этого нужно читать — медленно или быстро, тихо или громко? В 1 классе знакомятся так же со стихотворениями Фета и отвечают на вопросы учебника. Стихотворение «Ласточки пропали…»: - Найди в стихотворении строки, которые указывают на настроение поэта. Стихотворение «Чудная картина…»: - Можно ли утверждать, что это стихотворение передаёт глубокую любовь поэта к своей родине, к её природе? В 1 классе знакомятся и со стихотворением Плещеева «Сельская песня», к которому предлагается такой вопрос: - Какие слова говорят о том, что поэт Плещеев радуется и ждет весну? В разделе «Страницы русской классики» 2 класс, 1 книга дети продолжают работу со стихотворениями Фета, но к ним не предлагаются вопросы. Тютчева: «Весенняя гроза», «Листья». Но мы можем предложить к этим стихотворениям ряд таких вопросов: - Какое из стихотворений вам понравилось больше всего? Глянь-ка из окошка…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», можно предложить такие вопросы: - Прочитайте стихотворения выразительно, стараясь видеть, представлять, чувствовать то, о чём написано. Приведи пример, в каком из стихотворений. Дети знакомятся с Майковым и его стихотворениями: «Весна» «Уходи, Зима седая! »«Колыбельная песня», «Летний дождь» «Золото, золото! »к которым можно предложить вопросы: - Как ты думаешь, почему автор назвал своё стихотворение «Колыбельная песня»? Во 2 классе дети знакомятся со стихотворениями Стихотворение «Осень наступила», к которому авторы учебника предлагают такие вопросы: - Какое настроение у тебя создают картины природы, описанные поэтом? Стихотворение «Весна»: - Какие картины весны наблюдает поэт? С каким настроением говорит о них? Как об этом говорит поэт? Вопросы учебника: - Радуется поэт приходу весны или нет? В каких строках это выражено? Найди и прочитай. В разделе «Светлый край берёз, моя Россия! » 3 класс, 1 книга представлены только стихотворения, к ним автор не даёт вопросов. Тютчева «Ещё земли печален вид…», «Эти бедные селенья…», «Как неожиданно и ярко…», но к которым мы можем предложить такие вопросы: - Прочитай стихотворения выразительно, нарисуй словами картину, которая возникает при чтении каждого стихотворения. Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы», «Бабочка»: - Какое настроение создаёт стихотворение «Бабочка»? Кубасовой «Литературное чтение» УМК «Гармония» дети начинают изучать стихотворения о природе только во 2 классе книга 1. Знакомятся с творчеством А Фета и его стихотворением «Чудная картина…», к которому автор учебника предлагает следующие вопросы: - Прочитай стихотворение ещё раз, нарисуй словами картину, которая возникает при чтении этого стихотворения. Какие слова помогли тебе это понять? Где будешь делать паузы? Тютчева «Листья», к которому предлагаются вопросы: - Какие слова повторяются в последней части стихотворения? Как ты думаешь, для чего поэт использовал здесь приём повтора? Что с чем сравнивает поэт? Фета «Ласточки пропали…» предлагаются такие вопросы: - Какое настроение создаёт это стихотворение? Фета можно предложить такие вопросы: - Какие картины природы представляются тебе после прочтения этого стихотворения? Майкова «Осень», которое дается в сравнении со стихотворением Пушкина «Осень», Лермонтова «Осень», Толстого Обсыпается весь наш бедный сад». К этому стихотворению можно предложить такие вопросы: - Какое настроение было у поэта в момент написания этого стихотворения? Также в 3 классе книга 3 изучаются и стихотворения К стихотворению «Весна» предлагаются вопросы: - Кто, по мнению поэта, больше других любит природы обновленье? Что происходит в это время в природе? Что приносит людям обновленье природы? Найди ответ в стихотворении. С каким настроением говорит о них? Бунеевой «Маленькая дверь в большой мир» УМК «Школа 2000» — «Школа 2001» содержит главного героя Афанасия домовойкоторый читает Саше на ночь колыбельную песню. Так дети знакомятся со стихотворением Майкова «Колыбельная» 2 класс 2 книга. К этому стихотворению можно предложить такие вопросы: - С каким чувством нужно читать это стихотворение? Как ты думаешь почему? Тютчева «Есть в осени первоначальная…». Это стихотворение сравнивают со стихотворением Пушкина «Унылая пора», К этим стихотворениям предлагается вопрос: - По каким приметам в каждом стихотворении можно догадаться, что речь идет о наступлении осени, о ранней сени, о поздней? Как ты думаешь, с какой целью их использует автор? В 4 классе книга 1 изучается стихотворение Плещеева «Весна» и приводятся такие вопросы: - В этом стихотворении можно уловить два настроения: радостное, счастливое и грустное. Какое настроение вам кажется основным? Ведь он имеет в виду не только пробуждение природы. Как об этом говорит поэт? В системе развивающего обучения Занкова «Литературное чтение» автор Лазарева выделяются временные странички. Так в 3 классе книга 1 есть «Осенние странички», где дети знакомятся со стихотворением Тютчева «Есть в осени первоначальной…», а после чего должны ответить на вопросы: - Какой рисует поэт осень? Одинаково ли в них значение слова «хрустальный»? «Зимние странички» содержат стихотворение Фета «Печальная береза», которое сравнивается со стихотворением Есенина «Береза»: - Похожи ли стихотворения по настроению? Почему «радостен для взгляда» поэта «траурный наряд» березы? Занкова Каждый класс имеет свою временную тематику и соответственно стихотворения всех поэтов-пейзажистов: Наиболее точно звучит и формулировка всех вопросов в программе, которые направлены на умение видеть текст и быстро работать с ним, на воображение детей. УМК «Гармония» включает небольшой объем стихотворений Так во 2 классе представлено лишь одно стихотворение Фета «Чудная картина», а знакомство с Тютчевым, Майковым и Плещеевым, их произведениями происходит в 3 классе. Большинство вопросов программы имеют тождественное построение, звучат даже одинаково и в основном направлены на работу со стихотворением перед чтением. В программе «Школа 2000» — «Школа 2100» вообще не уделяется такого большого внимания стихотворениям о природе. Лишь в 3 классе дети знакомятся со стихотворением Тютчева «Есть в осени первоначальной…», а во 2 классе читают «Колыбельную» Стихотворения Фета не представлены в данной программе. Вопросы недостаточно точно сформулированы и направлены лишь на поверхностное понимание текста, да и представлены в небольшом количестве. В отличие от других программ, система развивающего обучения Занкова содержит временные странички, которые разбивают все стихотворения по временам года. В программе отсутствуют стихотворения Достаточно точно, правильно звучат вопросы к каждому стихотворению, которые направлены на работу с лексическим значением слова и умением работать с изобразительно-выразительными средствами. Особенности анализа произведений пейзажной лирики в научно-методических трудах Среди произведений всех литературных жанров, помещенных в книгах для чтения, особое место занимают лирические стихотворения. Они представлены произведениями А Есенина и т. Это, безусловно, богатейший в воспитательном и образовательном отношении материал, который раскрывает перед школьниками богатство окружающего мира, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни, формирует в ребенке собственное отношение к действительности. Однако, как показывает практика, работа с вышеназванными произведениями вызывает значительные трудности у учащихся начальных классов. Это объясняется прежде всего специфическими особенностями лирики как особого рода художественной литературы. Для полноценного восприятия стихотворения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя, почувствовать, пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для младших школьников, так как их эмоциональная сфера, по данным психологов, развита недостаточно для того, чтобы в полной мере сопереживать, сочувствовать читаемому. Поэтому главное направление работы учителя при чтении лирических стихотворений состоит в том, чтобы разбудить, развить эмоции и чувства ребенка, добиться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту. Минькова в своей статье «Достучаться до сердца ребенка. Минькова много времени уделяет самостоятельному чтению: «Читай самому себе». Она считает, что на уроках чтения лирических произведений необходимо поддерживать эмоциональный настрой. Это возможно тогда, когда в классе идет живая беседа. Именно в процессе беседы рождаются мысли, возникает желание поделиться чувствами и переживаниями. Нефедова говорит о том, что перед чтением произведения детей необходимо эмоционально настроить к его восприятию. На этом этапе необходимо использовать беседу. Однако не только содержание беседы, но и тон, жест, улыбка, сопровождающие ее, показывают детям, что учитель сам очень любит стихи, что встреча с ними для него праздник. Беседа опирается на личные наблюдения и опыт детей. Она справедливо утверждает, что формированию у детей полноценных представлений способствует словарно-семантическая работа. Суть этой работы в том, что она включает в себя толкование и уточнение смысла неясных слов. Проводя словарно-семантическую работу, «Музыкальное оформление урока, таинственность освещения в классе обостряют чувства, способствуют более проникновенному восприятию поэтических произведений, и дети, приобретая на уроке литературного образования первоначальные представления о стихотворении, делают свои первые попытки», — утверждает Она часто на уроках проводит литературные игры. Дети представляют собой «живую картину», «скульптурную группу». Они изображают чувства: милосердие, дружбу, любовь, страх и т. Перед чтением лирических стихотворений, описаний природы важно создать соответствующую эмоциональную и психологическую подготовку к чтению. Возможно здесь помогут «живые» впечатления детей от прогулки по осеннему и весеннему лесу, парку, от наблюдений за поведением птиц и зверей в холодное время года, от прошлого лета и т. «Все это обеспечивает необходимую «внутреннюю наглядность», помогающую читателю принять тот художественный образ, который создан практиком или поэтом», — пишет Желательным при работе с поэтическими произведениями о природе является элементарный анализ формальных средств их построения, в частности, рифм и ритмики. Автор вышеназванной работы говорит о возможности обратить внимание учащихся на аллитерацию, ассонанс, предложить подумать о том, с какой целью автор использует эти средства выразительности. Отдельным этапом в работе над анализируемыми произведениями Граблева описывает разработанную ею систему заданий по словесному рисованию на уроках чтения при изучении лирических произведений. В систему входит четыре группы упражнений, которые помогают детям полно воспринимать стихотворения о природе: Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное: какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг? Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников словесное рисование. Предлагаем такие задания: представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень и т. Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре. Работа над образным языком лирического стихотворения очень важна, такая работа способствует развитию речи и обогащению словарного запаса школьников, помогает вдуматься в смысловое содержание лирического произведения, приближает к творческому процессу. Зачастую эту работу учителя сводят лишь к толкованию непонятных слов, а выразительные средства языка, красота поэтических выражений остаются за пределами понимания детей. Предлагаем такие задания: подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими; изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору? Четвертая группа упражнений направлена на выражение личностного отношения: какие настроения автора вы почувствовали? Автор статьи указывает на важность работы над образным языком лирического стихотворения, так как такая работа способствует развитию речи и обогащению словарного запаса школьников, помогает вдуматься в смысловое содержание лирического произведения, приближает к творческому процессу. Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод: 1. Изучение научно-методической литературы показывает, что вопросу анализа пейзажной лирики в начальных классах отводится немало места. Многие выдающиеся ученые и педагоги убедительно доказывают, что на уроках чтения пейзажной лирики необходимо использовать музыкальные произведения и живопись, что способствует лучшему восприятию, пониманию лирических стихотворений и эмоционально-эстетическому развитию младших школьников. В научно-методических трудах отмечается необходимость тщательного подбора и систематического использования живописи и музыки на уроках чтения пейзажной лирики, а также соответствующей подготовки учителя к проведению уроков данного типа. Экспериментальная работа со стихотворениями поэтов—пейзажистов эстетическое восприятие текста Экспериментальная работа состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Первый этап — констатирующий. Класс состоит из 17 человек. На данном этапе нами наблюдался процесс обучения чтению лирических произведений о природе в школе. На уроках мы обращали внимание на следующие моменты: Как учитель организует работу над анализом произведений пейзажной лирики, каким образом помогает детям представить прочитанное произведение, понять картины природы, получить эстетическое наслаждение от прочитанного. Использует ли он с этой целью такие виды работы, как: экскурсия, беседа, выразительное чтение, графическое и словесное рисование, письмо сочинений, анализ текста и др. Обращается ли учитель к музыке и живописи на уроках чтения пейзажной лирики. Если учитель использует живопись и музыку, то как он организует работу с картинами природы и с музыкальными произведениями с целью лучшего восприятия лирических стихотворений. Констатирующий эксперимент показал, что изучение пейзажной лирики на практике проходило следующим образом: перед чтением текста учитель проводил вступительную беседу, сам выразительно читал произведения, объяснял школьникам непонятные слова и выражения, организовывал самостоятельную работу учащихся над текстом, выразительное чтение произведения учениками, ответы на вопросы по изучаемому тексту. Чтобы выяснить, понятно ли ученикам содержание произведения и установить, какое оно оставило у детей впечатление, учитель задавал следующие вопросы: «Понравилось ли стихотворение? Какой эпизод большего всего понравился? Какую картину природы вы себе представили? Во вступительной беседе учитель кратко излагал детям сведения о поэте, после чего переходили к работе по тексту. Кроме того, велась работа над выразительным чтением: учитель обращал внимание учеников на правила соблюдения пауз, интонацию, ударения. Музыкальные произведения не были использованы. Таким образом, анализ результатов школьной практики показал, что уроки чтения пейзажной лирики учителем проводились без особого творческого подхода, однообразно, не вполне эффективно. ВЫВОДЫ Учебники по чтению для начальной школы содержат огромное количество лирических стихотворений о природе Стихотворения по своему содержанию и объему вполне доступны для восприятия и понимания детей. Иллюстрации к стихотворениям, помещенные в учебниках по чтению, не вполне отражают содержание иллюстрируемого произведения, имеют плохую окраску и низкий уровень исполнения, что затормаживает процесс усвоения детьми лирических произведений. Книги для чтения содержат мало репродукций картин художников, с работами которых знакомятся ученики начальных классов, что ограничивает их искусствоведческий кругозор. В школьной практике на уроках чтения пейзажной лирики учитель в основном проводит работу по содержанию стихотворения, выделению фактов, обращает внимание на формирование навыков выразительного чтения, но оставляет без внимания работу над словесным образом, звукописью. Работа учителя сводится к интегрированию урока чтения с природоведением. Живопись используется редко, а музыкальные произведения не используются на уроках. Констатирующий эксперимент показал, что лирические произведения воспринимаются детьми неполно и неточно. Учащимся трудно воображать, фантазировать, творить на уроках чтения. Они не умеют выражать свои чувства и настроения от прочитанного, не могут передать и свое отношение к описываемому авторами. Второй этап — формирующий. Класс состоит из 17 человек. На основе изучения научно-методической литературы, программы, учебников, а также результатов констатирующего эксперимента мы разработали и предложили следующие методические рекомендации анализа стихотворений о природе во 2 классе. Наши методические приемы были направлены на развитие воображения детей, понимания прекрасного, на оказание помощи ученикам в создании ярких образов и картин читаемого, настроения, адекватного авторскому, на возбуждение чувств и эмоций учеников. Большое внимание уделяли на уроках чтения работе над словесными образами, видеорядами, использованию живописи и музыкальных произведений. Практические рекомендации заключались в следующем: Формирование у учащихся представлений, адекватных авторским или приближающихся к. В связи с этим важное место в работе по восприятию пейзажной лирики мы отводим экскурсиям. На экскурсии ученики как бы впервые открывали для себя картины природы, хотя видели их далеко не первый. Встречи с природой были призваны будить эмоции, чувства. Глядя на красоту в природе, дети невольно начинали следить за красотой своей речи, подбирать точные слова, идущие от сердца. Во время таких наблюдений у них рождался свой образ, свое настроение от увиденного в природе, которые потом мы сравнивали с художественным образом, созданным поэтом. Работа над словесным образом, видеорядом, по использованию живописи и музыкальных произведений на уроках чтения, выражению своего настроения после прочтения текста. В соответствии с этим положением мы проводим работу по совмещению данных видов наглядности и предлагаем учащимся следующее задание: Автор и название стихотворения Главные слова стихотворения Видеоряд Картины русских художников Музыкальные произведения Настроение, выраженное словом Тют- чев «Есть в осени первона- чальной» Дивная пора, день хрусталь- ный, лучезарны вечера, бодрый серп, праздная борозда, отдыхаю- щее поле Осенняя картина, ее красота, выражен- ная словом Леви-тан «Золотая осень», Остроу- хов «Сивер- ко» Чай- ковский «Октябрь» осенняя песнь цикл «Времена года» Спокой-ствие, умиротво- рение, радость Май-ков «Осень» Лист золотой, вешняя леса краса, последний орех, пос-ледний цветок, пурпур бруснич-ных кистей, ясность небес, ран- ний под- снежник Картина осенней природы, увядания и в тоже время красоты осеннего леса Остро- ухов «Золо- тая осень» Вивальди «Осень» Грусть, уныние, веселье Пле-щеев «Скучная картина» Тучи, дождик, лужи, чахлая ря- бина, сердце про- сит света и тепла Картина поздней осени, изменений в природе Поле- нов «Золотая осень», Чай- ковский «Октябрь» осенняя песнь цикл «Времена года» Грусть, печаль, уныние Фет «Псовая охота» Последний сноп, ста- ница жу- равлей, вечерний дождь, лесные косогоры Осенняя картина, последние мгновенья этой поры Шиш- ков «Золо-тая осень» В соответствии с этим положением мы проводим целенаправленную работу по обогащению лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение радость, печаль, грусть и т. На уроках чтения лирических произведений поддерживали эмоциональный настрой. Это было возможным тогда, когда в классе шла живая беседа. Именно в процессе беседы рождались мысли, возникало желание поделиться чувствами и переживаниями. Для усиления эмоционального восприятия текста предлагали такие задания: Какие чувства при чтении стихотворения слушая музыку, рассматривая картину возникали в вашей душе? Найдите в стихотворении слова передающие настроение автора? Похоже ли музыкальное произведение по настроению на стихотворение? Обратите внимание на слова, которые использует автор для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты. Какие эмоции вызвали у вас картины во втором, третьем и т. Проследите, читая строфу за строфой, как меняются настроение и чувства поэта. Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину? Какие чувства у вас вызывает эта картина? Формирование у учащихся эстетического восприятия. В соответствии с этим положением важное место в работе по восприятию пейзажной лирики мы отводим использованию на уроках чтения живописи и музыкальных произведений. Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения. Для пробуждения воображения и фантазии детям предлагали такие задания: Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, землю, и т. Какими словами можно описать природу, представленную в стихотворении? Нарисовать иллюстрации к стихотворению. Какие картины осени вы представили, слушая музыку? А как вы назвали бы эту картину? Что вы представляете, читая эти строки? Итак, своеобразие наших методических рекомендаций по анализу стихотворений о природе состояло в том, что они были направлены на создание у учащихся благоприятных условий для глубокого эстетического восприятия живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств языка. Учитывая вышесказанное, мы решили выяснить, как ученики усвоили материал, т. Чтобы определить, насколько глубоко и ярко дети прочувствовали стихотворения пейзажной лирики, мы предложили им после прочтения стихотворений Тютчева «Есть в осени первоначальной», Плещеева «Скучная картина» и Фета «Псовая охота» написать небольшое сочинение или сочинить четверостишие на тему «Золотая осень» на кленовых листьях. Данную работу учащиеся выполняли дома, поэтому некоторые творческие сочинения достаточно грамотно и правильно выполнены, что свидетельствует о помощи родителей. Сочинение писало 17 учеников. Работы анализировались по следующим критериям: Раскрытие темы сочинения соответствует ли содержание теме, достаточно ли полно она раскрыта? Соответствует ли содержание действительности? Использовались ли элементы изобразительности, художественности образные слова и выражения, эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение при описании картин природы. Как учащиеся сумели передать свои впечатления, настроение, чувства. Приложение 1 «Мне нравится золотая осень, потому что тогда в лесу очень красиво. Березки переоделись в желтые сарафанчики. Идешь по лесу, а под ногами шуршат уже опавшие листья. Листья иногда обманывают, смотришь вроде — гриб, а когда подходишь — там листочек. Почти все птицы улетели на юг. В лесу стало тихо». Деревья будто золотые, только сосны стоят зеленые, они как и елки никогда не желтеют. Когда подует ветер, листья падают, как золотые монетки. Все реже показывается солнце, если оно светит, то уже не греет. С каждым днем день становится короче, поэтому начинает рано темнеть, и приходится идти домой. Звери тоже готовятся к зиме». В лесу деревья стоят желтые, только клен стоит красный. Кое-где листья уже опали. Не слышно пение птиц, потому что они улетели в теплые края, но скоро прилетят снегири. Небо не голубое, а серое, и часто идет дождь. Когда нет дождя, а светит солнышко, в лесу очень красиво». Ходит осень по полянам. Что ты, осень, принесла нам? С нами поделись ты! Ты дивишь всех урожаем И богатством красок ярких, Золотых, зеленых, красных. Выйдешь в сад, а там чудесно! Так и хочется наесться! А потом мечтать о звездах На ковре из листьев желтых. Мы ходили осенью в золоченый лес И увидели много там чудес: Листья, словно, дождик падали на нас, Белка с ветки прыгала, Дятел ствол долбил И грибы роскошные собирали. Лишь некоторые из учеников 30% в своих работах при описании картин природы употребляли образные слова и выражения. Однако дети не совсем умеют создавать зрительные образы. Во многих работах встречались такие выражения: «деревья желтые», «деревья будто золотые», «в золото одеты леса». Лишь несколько учеников в своих работах использовали сравнения. В итоге в работах ученики передали картину тихого леса, желтые листья деревьев и писали о том, как звери готовятся к зиме. Они не смогли описать свои чувства и настроения. Их сочинения скучны, однотипны. Школьники не сумели точно и красочно описать осенний лес. Свое настроение и чувства передали лишь некоторые учащиеся 30%. При этом они использовали следующие фразы: «В лесу очень красиво», «Мне нравится осень». В работах учащихся очень мало сравнений и эпитетов, совсем нет метафор и олицетворений. Анализ работ был проведен по следующим критериям: Раскрытие темы сочинения: а раскрыли тему полностью; б тему раскрыли недостаточно; в тему не раскрыли. Использование изобразительных средств языка при анализе образов и картин природы: а использовали образные слова и выражения; б не использовали образные слова и выражения. Передача своего отношения, настроения к описываемому: а передали свое отношение, настроение; б не передали своего отношения, настроения. Результаты констатирующего эксперимента занесены в таблицу 1. Таблица 1 Результаты анализа работ учащихся 2 класса по теме «Золотая осень» Критерии работы Критерии оценки Раскрытие темы сочинения Изобразительные средства Свое отношение раскрыта полностью раскрыта недостаточно не раскрыта использова- ние не использо- вание передача отношения не передача отношения % 24 35 41 30 70 30 70 Аналогичную цель преследовало задание нарисовать золотую осень в лесу. Анализ рисунков учеников 2 класса на тему «Золотая осень в лесу» проводился по таким критериям: Раскрытие темы. Умеют ли ученики рисовать по представлению. Рассмотрим некоторые примеры рисунков. Приложение 2 Изображена осенняя поляна. Только кое-где встречаются желтые пятна листья. Рассмотрев рисунок, можно утверждать, что ученик изобразил начало осени. Приложение 2 На рисунке изображена коричневая с различными оттенками земля и деревья, одетые в такого же цвета наряд. Поэтому можно предполагать, что земля покрыта опавшими листьями. С левой стороны рисунка изображена речка, которая разукрашена темно-синей мутной краской. Приложение 2 Голубое небо, ярко, красочно изображены деревья и листья на земле. Не имея достаточных представлений о золотой осени, ученица нарисовала сочную зеленую траву. Таким образом, анализ рисунков учащихся показал, что не все ученики смогли передать в своих рисунках образы и картины природы, созданные своим воображением при чтении пейзажной лирики по теме «Золотая осень в лесу». Результаты анализа рисунков мы занесли в таблицу 2. Рисунки анализировались по следующим критериям. Раскрытие темы: а тему раскрыли точно; б тему раскрыли неточно; в тему не раскрыли. Способность рисовать по представлениям: а картины природы на рисунке переданы правильно; б картины природы переданы с некоторыми неточностями; в картины природы переданы неправильно. Таблица 2 Результаты анализа рисунков учащихся 2 класса на тему «Золотая осень в лесу» Критерии работы Критерии оценки Раскрытие темы Способность рисовать по представлениям раскрыта точно раскрыта неточно не раскрыта переданы правильно с неточностями неправильно % 18 18 64 41 24 35 Во время формирующего эксперимента было проведено внеклассное мероприятия на тему «Осенние странички». Основной целью данного мероприятия было познакомить учащихся с произведениями Приложение 3 ВЫВОДЫ Содержание большинства творческих работ по написанию сочинения на тему «Золотая осень» 41% учащихся не соответствует теме. Аналогичный результат мы наблюдаем и при анализе рисунков детей на тему «Золотая осень в лесу» — у 64% учащихся тема не раскрыта. У 18% учащихся тема раскрыта точно, раскрыта с неточностями у 18%. В своих работах ученики широко применяли полученные ранее знания, умения, навыки 30% по использованию образных слов и выражений в тексте. Например, в сочинениях иногда встречаются сравнения, олицетворения, образные выражения. Анализ творческих работ показал заинтересованность детей в своей работе. Но не все сочинения эмоционально окрашены, лишь у 30% учащихся видно собственное отношение ребят к осени, любование ею, радость, а также печаль и грусть по весне. Анализ рисунков показал, что дети в основном сумели перенести созданные своим воображением образы, полученные на уроках чтения пейзажной лирики, на бумагу 41%. Третий этап — контрольный. Для того чтобы установить, как теперь решается вопрос об эстетическом воспитании школьников, о развитии речи, мышления и воображения детей при изучении произведений пейзажной лирики, после проведения формирующего эксперимента мы провели анкету, в которой отражаются впечатления от чтения стихотворений русских поэтов о природе: Тютчева «Есть в осени первоначальной», Плещеева «Скучная картина», Приложение 4 АНКЕТА 1. Какие чувства при чтении стихотворений возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг? Слышится ли музыка, когда читаешь эти стихотворения? Какая музыка: грустная, веселая, танец или марш? Какие слова или строки больше всего нравятся вам в стихотворениях? Какое время года нарисовано поэтами? Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этим текстам. Подумайте, какие краски вы бы использовали? Найдите в текстах стихотворений образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору. Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими. Перечислите наиболее яркие сравнения в стихотворениях. Изменился ли стихотворный образ, если вы заменили эпитет, сравнение, метафору? Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными? Какие настроения авторов вы почувствовали? Выразите возникшие у вас чувства. Как вы думаете, при каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строки этих стихотворений? Ученики не всегда с желанием читают и заучивают стихотворения о природе. Работа над изобразительными средствами языка ведется традиционным способом — дети находят в тексте тропы, объясняют их значения, разбирают и обсуждают текст. Умение выражать свое отношение к изображаемому автором языку произведения, аргументировать свою точку зрения плохо развито у учащихся. Эстетическое сопереживание стихотворениям о природе что чувствовал и думал автор, какие слова нашел, какие словесные картины нарисовал, какое настроение выразил неполно. Способность учащихся представить картину -ынарисованную поэтом. Учащиеся не используют в собственной речи изобразительные средства языка: метафоры, сравнения, эпитеты и др. На данном этапе было проведено внеклассное мероприятие на тему «Весна пришла к нам молодая…». Целью мероприятия было закрепить знания учащихся о творчестве поэтов-пейзажистов: Приложение 5 ВЫВОДЫ Итак, обобщая результаты контрольного эксперимента, можно сделать следующие выводы: 1. Разница между результатами до и после экспериментального обучения небольшая. Ученики, занимавшиеся по разработанной нами методике, показали средние результаты в понимании и воспроизведении лирического текста. Использование живописи и музыкальных произведений на уроках чтения пейзажной лирики способствовало формированию у учащихся конкретных и правильных представлений об эстетическом восприятии стихотворения, обогатило их словарь и развило речь, повысило уровень эмоционального восприятия. С помощью музыки и живописи происходило приобщение учеников к литературе как искусству образа, выраженного словом. Заключение Уроки литературного чтения в начальных классах имеют огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет эстетическое воспитание учащихся. Этому помогает применение музыки и живописи на уроках чтения, способствующие наиболее полному восприятию детьми лирического произведения и созданию ярких образов и картин читаемого текста. При анализе научно-методической литературы и работы в школе, мы пришли к выводу, что учитель владеет разнообразными наглядными пособиями. Однако констатирующий эксперимент показал, что на уроках чтения не всегда остается время для работы с живописью и музыкальными произведениями. Зачастую в практике школы эти виды деятельности почти отсутствуют. Это определило актуальность нашей работы и выбор ее темы. Чтобы достичь поставленной в работе цели — найти и разработать наиболее эффективные приемы анализа произведений пейзажной лирики с использованием живописи и музыки, мы решили следующие задачи: проанализировали научно-методическую литературу и выяснили, что применение живописи и музыки в научно—методических трудах раскрыто слабо, мало конкретных методических разработок по данной проблеме. Указали, что учащиеся плохо подготовлены к эмоциональному восприятию произведения, обогащению словаря, развитию настроения и эстетических взглядов. Практические рекомендации заключались в следующем: подготовительная работа перед анализом текста стихотворения беседа, которая опиралась на личные наблюдения и опыт детей ; использование музыки и живописи для работы над картинами и образами произведений весь иллюстративный материал рассматривали в плане сравнения и сопоставления с читаемыми на уроке литературными произведениями ; обращение внимания на эмоции, чувства и настроение, вызываемые лирическими стихотворениями, музыкой и живописью сравнивали сходство и различие вызванных чувств и эмоций стихотворением, музыкой, репродукциями картин ; устное и графическое рисование. На основе полученных данных мы пришли к выводу о том, что использование музыки и живописи на уроках чтения пейзажной лирики способствует лучшему восприятию произведения, созданию ярких образов, обогащению словарного запаса и развитию речи детей, бережному отношению к природе, любви ко всему живому. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, была доказана в процессе экспериментального обучения в школе. Список литературы Бегак, Сухово — Кобылин, Искусство в жизни детей. Стихи живые сами говорят. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн. Поэты — любомудры: Изучение лирики в школе: Кн. Достучаться до сердца ребенка. Рассказать, что солнце встало. «Как слово наше отзовётся…»: О первом сб. Чувство природы у Летопись жизни и творчества Ф.